]]>

Электронно - библиотечная система
образовательных и просветительских изданий
]]>
Facebook ВКонтакте Одноклассники Mail.Ru Яндекс Google
 

Электронные библиотеки и задачи дистанционного обучения

15.12.2008

Майорова Инна Петровна, директор по маркетингу Интернет-библиотеки СМИ Pubic.Ru

В последние годы все больше говорят об использовании Интернет в качестве технологической основы дистанционного обучения (ДО), что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. В виртуальной сети сегодня не только устранены или заметно снижены временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, но и созданы крупные интегрированные информационные структуры — электронные библиотеки (ЭБ). Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация — «среда обитания» всех образовательных программ.

Однако в последние годы в развитии мировой электронной сети отчетливо проявились две встречные тенденции. С одной стороны, — информационная перегруженность сети и формальное «равноправие» компетентных и некомпетентных авторов, авторитетных и любительских Интернет-источников, что снижает качество Интернет-контента. С другой, — активное использование лидерами в своих профессиональных и тематических сегментах передовых информационных технологий на ведущих ресурсах сети. Поскольку дистанционное обучение (ДО) предъявляет повышенные требования к форме и содержанию учебных материалов, постольку встала задача анализа рынка электронных библиотек и формирования требований к электронным ресурсам, «гарантирующим» качество обучения в виртуальных университетах.

Анализ данных Каталога Rambler.Ru показал, что в российском Интернет существует от 1,5 до 2 тыс. сайтов, которые называют себя электронными библиотеками (1900 ссылок в Каталоге). В их числе: интернет-магазины, электронные каталоги обычных библиотек, каталоги сетевых ресурсов, библиографические БД, а также ресурсы, как бы они ни назывались, содержащие до 50 публикаций. С учетом же неработающих ссылок (среднее время существование ЭБ можно оценить в 3—4 года) получается около 800 ресурсов. Почти в половине указанных библиотек нет системного отбора информации. Пополняют фонды энтузиасты. Эти ЭБ стихийны и субъективны, как правило, их отличает невысокое качество и недостоверность информации. К их числу можно добавить целый ряд систем, которые хотя и представляют какие-то организации и учреждения, но фактически также основаны на энтузиазме со всеми вытекающими последствиями.

Похожую оценку можно дать и качеству обслуживания в ЭБ, в частности по предоставляемым пользователям функциональным возможностям. Состав таких возможностей в каждом конкретном случае определяется в зависимости от целей и назначения ЭБ.

Целесообразно определить круг тех пользовательских задач, решение которых было бы весьма желательно для большинства ЭБ. В их число могут входить:

задачи навигации, обеспечивающие ознакомление со структурой и составом ЭБ, а также доступ к отдельным структурным элементам;
полнотекстовый поиск (особенно важно для ЭБ большого объема);
атрибутный поиск, позволяющий находить произведения и издания по заданным значениям их формальных признаков;
просмотр информации;
экспорт информации.

Наличие уже упомянутых инструментов в ЭБ позволяет говорить об эффективной работе с ресурсом как в процессе подготовки электронных учебников (или курсов) преподавателями, так и в рамках самостоятельной работы слушателей виртуального университета. Кроме того, большая часть пользователей дистанционных программ, которым приходится работать с материалами ЭБ, — это, как правило, не специалисты по информационным технологиям. Исходя из этого и требуется разрабатывать интерфейсы доступа.

В процессе первого этапа анализа понятие «электронная библиотека» трактовалось достаточно широко. Было представлено около 800 соответствующих систем и ресурсов. Но их число сократилось в десять раз, когда к ним были применены перечисленные требования системного отбора информации и функциональных возможностей ЭБ. Оставшиеся системы можно рассматривать как полнотекстовые информационные ресурсы, представляющие собой симбиоз традиционных библиотек и развитых электронных баз данных.

Важный вопрос в рамках использования ЭБ в дистанционном обучении — качество первоисточников. Необходимо иметь объективные критерии достоверности содержания и полноты представления информации. В современном мире гарантировать качество и актуальность контента невозможно без соблюдения авторских прав его владельцев.

Сегодня имеется не более сотни ресурсов, заявленные в Каталоге Rambler как электронные библиотеки, которые действительно отвечают всем требованиям информационного ресурса для дистанционного образования, а именно обладают:

политикой формирования фондов — планомерной, продуманной концепцией отбора информации;
достоверным контентом — материалы полностью соответствуют оригиналу и имеют четкую библиографическую идентификацию, количество допускаемых в них ошибок крайне незначительно, авторские права владельцев контента соблюдаются;
механизмом непрерывного пополнения фондов (актуализации данных);
передовыми технологиями поиска, подачи и хранения информации.

Решение технических, организационных и правовых проблем подобных ресурсов требует от их владельцев значительных финансовых затрат, доступ ко многим современным ЭБ предоставляется на коммерческих условиях. Несмотря на то, что при самостоятельной работе в условиях дистанционной формы обучения показан свободный (публичный) доступ к информации, в практике работы виртуальных образовательных учреждений в качестве хранилищ учебно-научных материалов и исследовательских баз не менее востребованы и платные ЭБ. Здесь немаловажно то, что стоимость информационного обслуживания в ЭБ компенсируется исключением из операционной деятельности каждого конкретного виртуального университета многих сложных и высокозатратных процессов. Именно персонал ЭБ занят такими видами деятельности, как поиск, приобретение и защита авторских и имущественных прав на первоисточники; учет, хранение, классификация и верификация первоисточников; конверсия данных их первоисточников в форматы данных, принятые в качестве стандартных в системе электронных библиотек и т.п. Например, практический опыт создания больших массивов данных периодики (газеты и журналы), первоисточники которых — бумажные носители, показывает, что для успешного завершения проекта загрузки массива одинаково тщательно следует проектировать и реализовывать технологии работы с электронной формой документов и специально создавать технологии работы с самими бумажными носителями. Это необходимо и при подготовке электронных учебников для дистанционного образования. Книги из библиотечных фондов требуют организации специальных технологических участков ввода данных со специальными устройствами для сканирования текста и изображений (в особенности это касается полноцветных и редких изданий, для которых требуется вводить не только текст, но и сохранять в электронном хранилище факсимильные изображения).

В последние годы актуальность использования современных электронных библиотек в задачах дистанционного обучения подтверждается успешно реализованными партнерскими проектами, которые существенно повысили качество учебного и научного процесса виртуальных университетов. Среди ЭБ, развивающих партнерские программы в рамках дистанционного обучения, можно отметить учебные библиотеки, фонды которых составляют образовательные и учебно-методические материалы (например, библиотека образовательных ресурсов IQLib) и научные библиотеки, включающие в свои фонды исчерпывающее собрание материалов по определенной теме (например, Русская виртуальная библиотека (www.rvb.ru), Интернет-библиотека СМИ Public.Ru). Так, в начале 2008 года ресурс IQlib установил прямые партнерские отношения с 26 учебными заведениями, в том числе с 19 московскими институтами и университетами, ведущими по тем или иным направлениям высшего образования и занимающимися издательской деятельностью. В настоящее время пользовательская база IQlib насчитывает более 11 тыс. зарегистрированных пользователей, большая часть которых — это студенты российских вузов. Партнерская сеть Интернет-библиотеки СМИ Public.Ru (www.publicru) составляет более 20 кафедр в области социологии, маркетинга и PR по всей России. Имеется On-line доступ к электронным архивам публикаций более 3000 русскоязычных СМИ различной тематики, широкий географический и тематический охват источников в фондах Public.Ru. Все это — уникальная возможность для исследователей в области современной истории, социологии, политологии и лингвистики отслеживать динамику современных политических и социальных процессов по материалам открытой печати. Важно отметить, что неотъемлемая часть большинства партнерских программ электронных библиотек (в том числе IQLib и Public.Ru) — методическая поддержка по обучению слушателей и проведению тренингов персонала (преподавателей) систем дистанционного обучения.

Интернет-библиотека СМИ Public.Ru

Фонды Public.Ru содержат русскоязычные материалы различной тематики из отечественных и зарубежных средств массовой информации. В архивах Интернет-библиотеки доступно более 20 млн. документов из 3000 источников — газет, журналов, информационных агентств, телеканалов, радиостанций и интернет-изданий. География источников охватывает все регионы России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Грузия, Латвия, США и др.). Регулярно фонды пополняются новыми изданиями. Архивы Интернет-библиотеки включают публикации СМИ с 1990 года по настоящее время.

В фондах библиотеки присутствуют все значимые общественно-политические, политические, деловые и общеэкономические центральные издания, основные отрасли и тематические ниши российского информационного пространства. В электронный архив загружаются газеты областного (республиканского, краевого) уровня; общегородские газеты; местные вкладки центральных изданий; местные общеэкономические и деловые издания; пресса, отражающая экономическую, социокультурную, конфессиональную или иную специфику региона.

Поставки информации в библиотеку организованы на условиях прямых договоров с редакциями и издательствами — материалы поставляются в базу при подписании номера в печать. При этом общественно-политические, официальные и деловые издания, входящие в приоритетную группу, обрабатываются сразу же после выхода и становятся доступны подписчикам до 9 часов утра. При поступлении в базу данных системы вся информация переводится в единый текстовый формат, однако пользователь имеет возможность получить отсканированный оригинал материала — графическое изображение пуб¬ликаций, фотографию, диаграмму или другие визуальные материалы печатных СМИ.

Информационно-аналитическая система Public.Ru позволяет осуществлять непрерывный мониторинг информационного пространства российских СМИ практически без участия пользователя. Авто¬матическое уведомление на e-mail о появлении новых материалов по заданной тематике оперативно поступает после выполнения «сторожевого запроса», тематика, время и частота срабатывания которого заранее определена пользователем.

Оперативно анализировать информационные по¬токи позволяют специальные сервисы. Например, результаты поиска обобщаются в виде диаграмм, гистограмм, таблиц и раскрывают динамику определенной ситуации или явления, дают наглядное представление о том, как главные сообщения об объекте распределялись по СМИ, регионам (в каких регионах объект находится в центре внимания), а также об авторах, наиболее часто пишущих о данном объекте.

Ежедневно в Public.Ru обрабатывается более 4 тысяч запросов. Проект Public.Ru ориентирован как на профессиональных исследователей, так и на широкие круги пользователей, заинтересованных в оперативном доступе к материалам СМИ.

Библиотека учебной литературы IQlib

Проект IQlib профильно ориентируется на сферу высшего специального образования, предлагая пользователям постоянно растущий единый библиотечный фонд электронных учебных и просветительских изданий, единый оперативный поиск по библиотечному фонду и единую форму доступа к полным текстам материалов учебного назначения, а также набор программно-технологических сервисов, которые призваны сделать максимально удобной работу пользователя с источниками информации.

В первую очередь, библиотека наполняется за счет изданий (учебников и учебных пособий), отвечающих требованиям системы высшего специального образования РФ. Помимо этого, в фонде IQlib представлена научная литература, выпускаемая профильными издательствами, научными институтами и аналитическими центрами. Еще одним направлением комплектования библиотеки IQlib являются научные и просветительские издания, относящимися к категории «Общественное достояние». В перспективе предполагается включить в библиотечный фонд научную и специализированную периодику. На начало апреля 2008 года в фондах IQLib было представлено более 3 тысяч изданий. Средняя скорость пополнения фондов —150-200 изданий ежемесячно.

Библиотечный фонд IQlib формируется на основании прямых договоров с правообладателями — авторами книг, издательствами, научными институтами и вузами — о приобретении прав на неэксклюзивное использование каждого произведения (перевод книги в цифровой формат и размещение ее на сайте электронной библиотеки). Стратегия пополнения фондов IQlib ориентирована на углубленное партнерство с московскими и региональными вузами, что подразумевает выплату авторских гонораров издательским подразделениям учебных заведений или отдельным авторам.

Стратегия прямого партнерства IQlib с вузами, научными институтами, аналитическими центрами, библиотеками и издательствами позволяет оперативно знакомить пользователей с актуальными новинками, с малотиражными изданиями и авторскими разработками научных коллективов вузов, которые практически недоступны массовому читателю.

15.12.2008, № 3-4 (16-17) 2008
журнал «Профессиональный учебник»

19.08.2010 ЭБС: дань моде или веление времени
Развитие отечественного рынка электронных ресурсов в русле мировых тенденций ведет к его упорядочению. Оценке игроков рынка подверглась и ЭБС IQlib

27.12.2009 Обзор наиболее популярных российских электронных библиотек
Сегодня практически любую литературу можно найти в электронных библиотеках. Существует множество электронных библиотек, как общего характера, так и тематических.

15.12.2008 Электронные библиотеки и задачи дистанционного обучения
Электронные библиотеки и задачи дистанционного обучения

15.11.2008 Книжные электронные ресурсы в библиотеках
Семинар «Проблемы развития книжных электронных ресурсов в библиотеках» провели ООО «Интегратор Авторского Права» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

15.09.2008 Семинар «Проблемы развития книжных электронных ресурсов в библиотеках»
5 сентября в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки прошел семинар «Проблемы развития книжных электронных ресурсов в библиотеках», организованный ООО «Интегратор Авторского Права»

 

Valid CSS! Valid XHTML 1.1 Rambler's Top100

Вопрос службе поддержки

[x]
Не нашли ответ на свой вопрос?
Хотите сообщить нам об ошибке или неточности на сайте?
Заполните форму и мы обязательно свяжемся с Вами!
Поля, отмеченные *, являются обязательными.

Ваш логин
Как к Вам обращаться
Ваш Email *
Текст вопроса или сообщения *
(не более 1000 символов)
осталось